Хочешь, я убью соседей, что мешают спать!. Артемий Слезкин

Как часто нас раздражают люди! Например, шумные соседи. Я живу в частном доме, разделенном на две части, на две семьи. Так вот за стенкой у нас живут страстные любители выпить и погорланить на ночь глядя. Натерпелись мы от них, ух! Уже и грозные внушения делали, и «разбирались» – угомонятся ненадолго, а потом – снова за старое. И вот поймал я себя на малодушной мыслишке, которой сам испугался: хоть бы с вами что-нибудь случилось, хоть бы… Короче, каялся на исповеди, что пожелал смерти своим соседям. Безумец! Безумец!

Но ведь такое бывает сплошь и рядом: нам кто-то постоянно мешает нормально жить, ходить, работать, отдыхать, дышать. Кто-то постоянно путается под ногами и отравляет наше неспешное житие. Ну как тут не злиться? Как тут не желать «чтоб ты сдох», когда душа возмущена до предела хамством, жестокой обидой, нанесенной как бы не специально, но именно нам! Запоешь тут с певицей Земфирой: «Хочешь, я убью соседей, что мешают спать!»

Мир сегодня переполнен зложелательством, проклинанием друг друга, оскорблениями и прочей чертовщиной, которая так и прет из нас. Откуда, спрашивается, прет? Да из нашего сердца, изъеденного червями страстей и пороков, сердца, которое мы никак не хотим лечить, а напротив, потакаем ему, будучи убежденными, что иначе и жить нельзя. Мы все – жутко испорчены, только не хотим этого замечать, не хотим что-то менять в себе, сроднившись, сжившись с гнилью и «экскрементами» души своей.

И вот приходит кроткий и смиренный Христос и говорит удивительно звенящие в наступившей тишине слова: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5, 38-41).

Зачем Христос приходил на землю?

Подставить другую щеку? Дудки! Я этому негодяю так отвечу на его хамство, что надолго запомнит!

Эх, мне бы сдержать свой гнев, опустить занесенный кулак, прикусить за хвост бранное слово, готовое слететь с уст. Ради чего? Ради кого? Ради Христа. Если не Христос, то зачем и небо коптить, зачем землю топтать? Христос единственный, Кто может перехватить меня у края пропасти и не дать туда сорваться.

Что же значит подставить другую щеку? Значит не ответить ударом на удар, значит простить, даже если это представляется невозможным. Но Христу – Ему-то возможно? Он разве не прощал Своих гонителей, даже распинателей Своих: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).

Хо! То – Христос, Он Бог, Ему все возможно! А кто я такой против Него? Червячок в навозе. Ничего не стоящая, исчезающе малая пылинка.

Хорошо, но зачем тогда было приходить на землю Господу Иисусу, как не за тем, среди прочего, чтобы дать нам Образец для подражания? Зачем, как не для того, чтобы мы научились от Него быть богами по благодати? Сам Спаситель недвусмысленно об этом говорит: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 29-30).

Кротость – это и есть незлобие, всепрощение, покрывание чужих грехов любовью. Бывает, мы горим «праведным гневом» на «соседей, что мешают спать», готовы их в порошок стереть. Стоп! А как бы поступил на моем месте Христос? Осудил бы Он «этих мерзавцев»? Пожелал бы им «в аду гореть»? Проклял бы их до четвертого колена? А Он может все, Он – всесилен, Он – Бог. Может, но не осудит, не проклянет, не пожелает зла, по слову Своему: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Мф. 5, 43-45). Иисус, Сын Божий, – первый Исполнитель этой заповеди Своей, Он есть Пример исполнения этой заповеди: за врагов молился на кресте! Значит, такое отношение к недоброжелателям и недругам – вполне нам по силам. По этому поводу есть интересная мысль святителя Феофана Затворника (размышления на Рим. 2, 14-29; Мф. 5, 33-41): «»А Я говорю вам: не противься злому»; иначе отдай себя на жертву своенравию и

злобе людской. Но этак и жить нельзя? Не беспокойся. Кто заповедь эту дал, тот же есть и Промыслитель и Попечитель наш. Когда с полною верою, от всей души пожелаешь так жить, чтоб не противиться никакому злу, то Господь сам устроит для тебя образ жизни не только сносный, но и счастливый. К тому же на деле бывает так, что противление больше раздражает противника и побуждает его изобретать новые неприятности, а уступка обезоруживает его и смиряет. Оттого бывает, что претерпи только первые натиски злобы, – люди сжалятся и оставят тебя в покое. А противление и месть разжигает злобу, которая от одного лица переходит в семью, а потом из поколения в поколение».

Обидчиков нужно прощать!

Когда к Иисусу привели женщину, взятую в прелюбодеянии, Его спросили: «Что нам делать с этой женщиной, ведь Моисей повелел побивать таких камнями?». Спаситель ответил на это: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8, 7). «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8, 9-11).

Уж кто-кто, а Христос, будучи Сам без греха, мог обличить эту прелюбодейку. Но Он этого не сделал, а отпустил женщину с миром. Почему? Потому что Он любит нас, безумных, своевольных, своенравных чадушек Своих. Любит, и хочет, чтобы мы любили друг друга так же, прощая обиды и не воздавая злом на зло.

Простить? Эту сволочь? Этого подлеца, который мне сделал столько зла? Нет, я ему обязательно отомщу!

И вновь кротко смотрит на меня Христос. Он бы мог отомстить Своим обидчикам, всей Божественной властью Своею смог бы. Но что же Он? Когда Его арестовали в Гефсиманском саду, один из апостолов хотел было вступиться за Него, выхватил меч и отсек ухо раба первосвященника. Месть! Месть! Что же кроткий Иисус? «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26, 51-54).

И о том, что мы должны прощать своих обидчиков, неоднократно говорит Спаситель. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18, 21-22). Господь не имел ввиду какое-то конкретное количество, а сказал, что нужно прощать ВСЕГДА.

Вот тут-то у нас ступор начинается! Мы не привыкли прощать, не привыкли подставлять другую щеку, не хотим поступаться принципами, уступать кому-то пальму первенства. Нет! Мы выше этого! И потому столько недовольства, столько бури внутри нас, которую мы готовы обрушить на головы тех, кто не хочет считаться с нашими интересами.

И вот тут-то и происходит «проверка на вшивость». Вот тут-то и должен проступать в нас образ Божий: готовы ли мы пойти за Христом? Готовы ли походить на Христа, этот надмирный Идеал самого человечного Человека?

Нет сил? Бог даст! Когда я переступил через себя и стал молиться за своих шумных соседей, ночной шум за стеной, как ни странно, прошел. Я стал молиться Божией Матери за соседа-пьяницу, чтобы Пречистая помогла ему если не полностью избавиться от своей страсти, то хотя бы умерить ее, насколько это возможно. Трудно не желать зла, а желать добра тому, кто тебе делает больно, – и не просто желать, а просить за него Бога. Но иной дороги у нас нет, ибо все остальные кривые дороги ведут нас в пропасть.

Путь верный, путь Христов

Прощать и молиться за врагов – это путь Христов, ибо Он прощал, Он молился, Он покрывал любовью недостатки и несовершенства человеческие. Это путь узкий, тесный и тяжелый для нашей, поврежденной грехом, природы. Но в этом-то и проверяется наша верность Христу. Не на словах, а делом: могу ли я переступить через себя, наступить на горло своей песне и сделать невозможное – не ответить ударом на удар, а подставить другую щеку, то есть погасить зло молитвой за врага, прощением.

Христианство ставит перед нами высокую планку – походить на Христа. И это не просто какой-то ловкий трюк, финт такой для удобства нашей жизни. Нет! Это Сама Жизнь, ибо Христос отдал Себя для искупления падших, погрязших в мерзостях людей ради одной цели – исцелить нашу природу, соединить с Собой, чтобы мы были там, где Он – в вечной радости, в вечном блаженстве.

Творить зло легко, ибо оно глубоко сидит в «мышцах» души, да и бесы стараются, помогают нам в нашем стремительном падении. Остановимся! Прекратим! Господь не хочет, чтобы мы бесславно гибли по собственному желанию. Он смотрит на нас с креста и молится за нас с вами, злопамятных, скорых на проклятия и хулу: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают».

Знаем ли мы, что делаем, когда желаем болезней и самой смерти нашим обидчикам? Мы вероломно похищаем суд Божий, берем на себя роль судии. И невдомек, что будем судимы тем же судом. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7,1-2). Чтобы не быть осужденным, нужно самому не судить, и уж тем более не гореть темным огнем зложелательства и проклятий.

Трудно? Трудно. Нужно? Нужно! А потому – стиснем зубы и будем непрестанно просить помощи Божией не судить, не отвечать злом на зло, прощать, – просить, как самое главное наше сокровище. Не будем сомневаться, что Господь поможет нам в этом, ибо Он хочет одного – чтобы мы, создания Его, были с Ним соединены. На веки вечные…

Артемий Слёзкин