Говорящая лопата. Артемий Слезкин

Изучая в школе историю Древнего Рима, я узнал поразивший меня факт: рабы римлян считались не людьми, а «говорящими орудиями труда». Вроде говорящего придатка к плугу и мотыге. Рабы были, конечно, людьми, но людей, по естеству равноценных хозяевам, в них почти никто видел. Так, товар, моя собственность. Хочу – бью, хочу – морю голодом, надоест – продам, придет в негодность – убью.

Сегодня такую античную дикость трудно представить. Однако для духовной жизни кое-что из этого можно взять на вооружение. Кто мы? Рабы Божии. Да, это рабство свободы, рабство сладостное, желанное. Однако хорошо бы, ради смирения и отсечения жала тщеславия, считать себя отчасти рабами и в древнеримском «формате».

Во-первых – считать себя не самостоятельной, независимой личностью, а собственностью. Кого? Христа. Добровольно отдать себя в рабство Ему, говоря: «Господи Иисусе, прими меня в число Своих верных рабов и распоряжайся, как Своей собственностью. Делай со мною и мною все, что считаешь нужным, только спаси!»

Во-вторых, видеть себя говорящим орудием труда, говорящей лопатой в руках Божиих. Господь возделывает, перекапывает души людей, чтобы посадить в них благие семена спасения. Вот и нужно быть лопатой в Его руках. Как это? Поясню. Подаем милостыню просящим – Христа ради, помогаем немощным, волонтерствуем в хосписе во славу Божию, посылаем посылки в тюрьму незнакомым заключенным, переписываемся с ними, поддерживая морально, безвозмездно сдаем кровь для детей на донорском пункте – во славу Божию, ради пречистого Имени Его… И приговариваем при этом: «Как же Господь милостив! Как же Он промышляет о чадцах Своих – больных, недужных, заключенных, детях! Как Он заботиться обо всех о нас! Да прославят все эти люди Бога за Его бесчисленные благодеяния…»

Заметь: ни слова о себе. Ни слова! Бог творит, Бог милует – не я. Кто я? Говорящая лопата. Что лопата может сама по себе, без Того, Кто будет ею работать? Ни-че-го. Будет стоять в сарае, бесхозная, бесполезная. Вот так и нужно: я – лопата! А лопате права голоса не давали. Потрудился во славу Божию, исполняя заповедь любви к ближним – не ты потрудился, Господь. Он – Источник всякого блага для ближних твоих.

Идея «говорящей лопаты» не нова. Сам Христос говорит: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). Что же мы ДОЛЖНЫ делать? Помогать, подавать, оберегать, заботиться, защищать, поддерживать. Служить Богу, одним словом.

Чем хорошо видеть себя говорящей лопатой? Мы сразу отсекаем от себя гордость и тщеславие. Как я могу приписывать СЕБЕ сделанное благодеяние, когда его совершил Бог? Пусть и моими руками, моими силами, средствами, жертвами. Не я виновник добра, Христос – Виновник, Податель добра. А мое место – среди других Его хозяйственных инструментов. Всё! Нет гордости, нечем тщеславиться! Я – всего лишь говорящая собственность Владыки. И никакой награды мне не нужно. Какая награда плугу, мотыге, бороне, граблям, лопате? Жив – и слава Богу!

Все доброе, что мы делаем в жизни ближним нашим, нужно приписывать не себе, но Богу. То, что мы вообще можем творить добро другим – великая милость Божия к нам, ко мне! Ведь и мою душу Господь перекапывает лопатой Своей, перекапывает, чтобы засеять ее семенами жизни вечной, помочь им прорасти, подняться, дать всходы, а потом – и плоды. О какой еще награде в праве я просить Его? Помогать ближним – мой долг, иначе никакой я не христианин.

Не тщеславиться же помощью другим – моя желательная, но не всегда достижимая обязанность. Вот мне и инструмент в руки – быть говорящей лопатой, быть полезным орудием воли Божией ради блага ближних.

В заключение вспомню слова святого Иоанна Крестителя. Обращаясь к иудеям, которые шли к нему креститься, он говорил им: «…лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3, 12). Стать бы нам пшеницей и не стать – соломой!

9 мая 2017 г.