Можем ли мы сами по себе делать что-либо доброе? Вы ответите мне: конечно можем, а как иначе? Когда бескорыстно, от всей души помогаешь слабым и больным, подаешь милостыню, творишь дела милосердия, мы поступаем, как велит нам совесть и расположенное к добру сердце. Вообще говоря, стремление к добру изначально заложено в каждого из нас – посмотрите на простодушных детей, которые чутко реагируют на чужую беду и стараются изо всех своих силенок помочь.
Однако важен вопрос: во имя чего или кого мы творим добро? Христиане ответят: мы совершаем добро во имя Божие, ради Бога и во славу Его. Более того, мы, христиане, понимаем, что без Бога, благодати Его, помощи Его мы ничего доброго делать не можем, по слову Христа: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15,5). И еще Спаситель говорит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). То есть Бог действует в тех, кто признает себя немощным, неспособным что-либо доброе сам по себе сделать, кто нуждается в помощи свыше.
Никакое благо мы сами по себе сделать не можем. Во всем известной молитве преподобного Макария Великого, которую мы читаем в утреннем правиле, есть такие слова: «Боже, очисти мя, грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою». Николиже значит никогдаже. Никогда, Господи, я не сотворил благое, ибо сам по себе, своим только усилием, без Твоей помощи и благодати, я, правда, бессилен сотворить что-либо доброе. Сам по себе я могу творить только худое. Если же что-то действительно доброе получили от меня люди, то не от меня получили, но от Тебя, Источника всякого блага.
Мы бессильны без Бога ни молиться, ни каяться, ни благодарить Его, ни славить Его. Если внимательно читать Евангелие, те места где Иисус творит чудеса Свои, исцеления, мы заметим, что чаще всего Христос исцелял слепых, глухих, немых, расслабленных, бесноватых. Наверняка Он подавал исцеление и при других болезнях и скорбях, но именно вышеуказанные недуги упоминают евангелисты. Случайно ли это? Неслучайно, ибо Спаситель призирал на те телесные недуги, которые напрямую связаны с немощами нашей души.
Мы слепы душой, когда не видим благодеяний Божиих роду человеческому и лично нам, когда не замечаем чудес Его, разлитых в окружающей природе, когда не хотим видеть очевидных плодов действия Божия в мире, когда не даем себе труда увидеть нуждающихся в нашей помощи. Христос открывает нам духовное зрение, и мы начинаем взирать на мир глазами веры, подмечая Божественное в человеческом и небесное – в земном.
Мы глухи душой, когда не внимаем слову Божию, не следуем Ему, не исполняем Его заповедей, Его благую и совершенную волю. Иисус дает нам духовный слух, позволяющий улавливать сладкую музыку словес Божиих, слышать внутри себя зов Божий, призывающий нас нести вослед Ему крест жизни своей.
Мы немы душой, не умеем молиться, не знаем, как молиться, не хотим молиться, и Христос отверзает наши уста, чтобы мы могли от сердца каяться Ему, благодарить Его, славословить Его. Псалмопевец Давид так обращается к Богу: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» (Пс. 50, 17). То есть славить Христа без Его благодати мы не можем. Обращаясь ко
Христу в своей известной молитве, святитель Филарет (Дроздов) просит: «Научи меня молиться. Сам во мне молись».
Мы расслаблены душой. Расслабленный – это парализованный, который не может двинуть ни рукой, ни ногой. Без Бога мы расслаблены, парализованы, не способны делать добро ближним, спешить туда, где мы нужны, спешить в храм Божий. Иисус дает нам такие силы, исцеляет, вливает в душу Свою мощь, побеждая нашу немощь. Мы обретаем высший смысл жизни, который заключается в служении ближним и через это – в служении Богу. Когда милостыня и деятельная помощь нуждающимся, недужным, слабым, заключенным становится неотъемлемой нашей потребностью, нашим вторым дыханием, мы должны благодарить Бога, давшего нам это дыхание: все от Него, и для Него, и во Имя Его.
Иисус неоднократно изгонял из людей бесов, запрещал им мучить человека. В нас кишмя кишат бесы: бес чревоугодия, бес тщеславия, сластолюбия, сребролюбия, зависти, блуда, осуждения, злопамятства, человекоугодничества, властолюбия, бес гнева. Можем ли мы своими только силами избавиться от них? Нет, нам нужна помощь свыше. И, по нашей неотступной просьбе, приходит смиренный Иисус, и изгоняет из нас бесов, одного за другим, если мы Ему в этом помогаем, то есть сами хотим расстаться со своими страстями, с бесами-мучителями, и просим, и молим о том Господа. Он один имеет неограниченную власть и доступ к нашим душам, может очистить душу от проказы греха, сделать ее здоровой, освободить нас от плена демонов, влить Свою живительную силу.
Из Евангелия мы знаем, что Спаситель не раз воскрешал мертвых. Вспомнить хотя бы Четверодневного Лазаря, которого Иисус воскресил спустя четыре дня после его смерти. И здесь никаких случайностей нет. Мы мертвы душой без Бога, лишь Он – Податель жизни, Источник всякого дыхания. Мы мертвы для молитвы, для добрых дел, нам необходимо воскреснуть для всего этого. И воскрешение дает Воскреситель. Мы зовем Его, просим Его: Господи, воскреси нас, мертвых. И Он приходит, и поднимает нас из могил чисто мирской, светской, безбожной жизни. Поднимает, чтобы мы шли за ним в жизнь вечную, как овцы за своим Пастырем.
Итак, во всем мы зависимы от Бога, во всем немощны без Него. Кто это понимает, поистине, счастливый человек, ибо он повсюду ищет исцеляющую и направляющую на доброе руку Божию. При этом такие счастливцы не перестают каждый день благодарить Бога за дар непрестанной молитвы, за дар покаяния, дар богомыслия, дар неосуждения, дар милостыни, по слову апостола Павла: «За все благодарите» (1 Сол. 5, 16). Поистине, мы все имеем от Бога, и блажен, кто признает свою немощь и нужду в спасительной силе Божие. «Сила Моя в немощи совершается…».
Артемий Слёзкин